АМСГ «Псков»

pskovДата рождения АМСГ «Псков»- 28 ноября 1946года.

К оперативной работе станция приступила ровно через три месяца. Первым начальником был Николай Ефимович Пантюхов, который руководил подразделением более 22 лет. Под его началом трудились 2 синоптика, 3 техника, 2 радиооператора. Служебное помещение размещалось построенном немцами щитовом бараке. Освещалось керосиновыми лампами. Столь же скромными были и технические возможности: анероид, барограф, анемометр Фусса. Синоптические карты составлялись вручную прямо с эфира, карты барической топографии делались не регулярно.

Метеообеспечение полетов в аэропорту производила метеостанция, которая обслуживала 3 самолета У-2 (ПО-2). С их помощью обеспечивалась связь с районами области, перевозка периодической печати и почты, выполнение санитарных заданий, доставка партийных и советских работников в труднодоступные места области. В октябре 1948 года на АМСГ был установлен чашечный барометр.

Шли годы, страна залечивала послевоенные раны. Развивался, строился Псковский аэропорт, а вместе с ним и АМСГ. С 1950 года начала обустраиваться метеоплощадка — появились 2 флюгера с тяжелой и легкой досками, психрометрическая будка. Настоящим техническим прорывом стало появление длинноволнового (ПД-4) и коротковолнового (А-1082) радиоприемников.

На метеоплощадке производились основные — круглосуточные, а в дневное время — периодические почасовые наблюдения для авиации. АМСГ присваивается 2 разряд. И столь ценному подразделению в феврале 1951 года предоставляется новое помещение. Но опять-таки «на керосиновых лампах». Электропитание появляется через полгода и то от аккумуляторных батарей. Сетевые 220 вольт осветили помещения аэропорта только в январе 1954 года.

В 1951 году происходит еще одно знаменательное событие: в штате появляется первый синоптик с высшим образованием — Лидия Васильевна Жмарева. Это сказывается на качестве работы. С ноября 1953 года начались наблюдения за высотой нижней границы облаков с помощью прожектора, а в ноябре 1953 г. были утверждены ориентиры видимости.

В 1954 году производился перенос метеоплощадки с целью обеспечения репрезентативности наблюдений. В сентябре 1954 г. на метеоплощадке был установлен электрический анеморумбометр АРМЭ-1. В августе 1955 г. получен теодолит для производства шаропилотных наблюдений.

С 1957 года в аэропорту начались пассажирские перевозки по трассам местного значения: «Псков – Гдов – Сланцы – Псков», «Псков – Пушкинские Горы – Бежаницы – Новосокольники – Великие Луки – Псков». Они были столь интенсивными, что в отдельные дни на одном самолете АН-2 перевозилось до 150 человек. В 1959 г. в авиапредприятии эксплуатировались уже 7 самолетов ЯК-12 и 2 самолета АН-2 . Поступает и вертолет МИ-1, который использовался для выполнения санитарных заданий.

На АМСГ «Псков» поступают новые метеоприборы: анеморумбометр М-63(1965г.), прибор для определения горизонтальной видимости М-71 и М-53 А (1966 г). С 14 июня 1963 г начат прием аэросиноптического материала на факсимильных аппаратах ФТАК-2П. Синоптики АМСГ начинают заниматься дополнительно составлением прогнозов погоды и штормовых предупреждений для народно-хозяйственных организаций.

В 1967 году АМСГ справляет новоселье в новом 3-х этажном благоустроенном кирпичном здании, в котором располагается по сей день. Конец 60-х можно назвать расцветом местной авиации. В Псковской области действует 20 сельских аэродромов, 16 из них — с твердым покрытием.

13 февраля 1969 года в аэропорту «Псков» приземляется самолет АН-24 .Началась эксплуатация нового поколения воздушных судов, а вмести с ней освоение новых технологий в метеообеспечении полетов. Три рейса в неделю стали выполняться по маршруту «Псков–Великие Луки–Минск–Псков». Затем протяженность маршрутов возросла: «Псков–Москва–Псков», «Псков–Ленинград–Псков», «Псков–Великие Луки– Минск–Киев», «Псков–Ленинград–Кировск», «Псков–Киев–Симферополь», «Псков-Харьков-Анапа» и др.

В 1970 году на АМСГ поступают приборы для измерения высоты нижней границы облаков – ИВО, организованы наблюдения на БПРМ. Объемы перевозок были настолько высоки, что с июня 1970-го синоптики приступили к круглосуточным дежурствам. В 1975 году на метеоплощадке установлены стандартные мачты М-82 и новые анеморумбометры М-63М-1. В 1979-м вводятся в эксплуатацию регистраторы дальности видимости РДВ-3.

В апреле 1982 года о Псков прибыл первый грузовой самолет АН-26, объемы перевозок стремительно возрастали. Значительно расширилась и география перевозок — от Таллинна до Баку, от Риги до Новосибирска и Ташкента. С июня 1986–го режимные метеорологические наблюдения переносятся на метеоплощадку Псковского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

В 1994 году по распоряжению правительства РФ аэропорт «Псков» открывается для международных полетов. В основном это грузовые чартерные рейсы в Голландию, Германию, Польшу, Францию, Швецию, Финляндию, Венгрию, бывшие республики Советского Союза. Нашим сотрудникам самостоятельно пришлось осваивать новую технологию метеообеспечения международных полетов. Целый ряд рекомендаций, разъяснений и советов был получен от руководства АМЦ «Пулково».

С июня 1994 года АМСГ «Псков» по инициативе руководства Северо-Западного УГМС вошла в состав Псковского авиапредприятия и работала в указанной структуре до 31 марта 2006 г. Положительные моменты этого периода:

  • на первых порах существенное повышение заработной платы;
  • укомплектованность инженерно-техническими кадрами; \r проведение курсов повышения квалификации;
  • переход к компьютерным технологиям получения и передачи метеоинформации (декабрь 1997 года).

Отрицательные моменты:

  • отсутствие методической работы;
  • специальной информации по вопросам метеообесечения авиации;
  • отсутствие со стороны руководства авиапредприятия понимания проблем АМСГ в вопросах переоснащения современным оборудованием;
  • с 2003 года — хронические задержки с выплатой заработной платы.

Дело в том, работа в новых «рыночных условиях» негативно сказалась на объемах перевозок ОАО «Псковавиа», которые заметно снизились. В настоящее время в аэропорту «Псков» авиакомпания «Лукиавиатранс» производит полеты в части осмотра газопроводов, охране лесов, санитарным заданиям, аэрофотосъемке и др.

Эпизодические рейсы выполняют такие авиакомпании, как «Русаэро», «Руслайн», ГТК «Россия», «Былина», ЗАО «Летные проверки и системы», ФСБ и др.

Переход АМСГ в структуру Северо-Западного филиала МА Росгидромета решил все проблемы. Произведена замена выработавших ресурс приборов М-63М1 на современные измерители параметров ветра ИПВ-01.01, приборы РВО на датчики высоты облаков ДВО-2 , приобретены два современных компьютера, оргтехника, внедрена новая технология передачи и получения метеоинформации через Интернет посредством FTP-соединения. Самое главное, специалисты своевременно получают заработную плату, ощущают всестороннюю поддержку со стороны руководства СЗФ и АМЦ «Пулково».

После перехода АМСГ в структуру Филиала  произведена замена выработавших ресурс метеорологических приборов и оборудования, внедрены новые средства телекоммуникаций и технологий. Был осуществлен капитальный ремонт в занимаемых помещениях АМСГ.

В 2013 году в рамках оптимизации метеообслуживания, проводимой в Филиале,  началась подготовка к передаче прогностической деятельности  от АМСГ «Псков»  к АМЦ «Пулково».

С 6 августа  2013 года синоптики  АМЦ «Пулково»  приступили к составлению прогнозов, предупреждений, подготовке полетной информации по аэродрому  и району аэродрома Псков,  а с июля  2013 года обслуживание МДП Великие Луки также было возложено на АМЦ.

С 01 октября 2013 г. понижена разрядность АМСГ – с 3-го разряда на 4-й.

В настоящее время АМСГ  проводит наблюдения  и доводит сводки до авиапользователей в рамках  регламента  работы аэропорта и при необходимости в ночное время.

Структура АМСГ — 4 состоит из отдела метеорологических наблюдений и информации, в состав которой входят 4 техника-метеоролога,  инженер по эксплуатации и ремонту метеооборудования и систем. Для технического обслуживания метеоприборов и оборудования на АМСГ передан УАЗ.

Возглавляет АМСГ  «Псков» – Козлова Алла Владимировна.