АМСГ «Мурманск»

аэропорт

«Мы делали ошибки потому, что шли неизведанным путем. Но мы же накопили опыт, который позволит избежать ошибок грядущим поколениям. И хочется сказать тем, кто нас сменит: придет и ваше время подводить итоги жизни. Помните об этом! Помните, что творимое вами стоит на фундаменте, созданном предыдущим поколением, как и то, что создаете вы, будет фундаментом для ваших детей. Уважайте прошлое — оно ВАШЕ!».

 Михаил Николаевич Каминский

Инженеры

аэропорт 2

Наша история

      Первая Авиаметеорологическая станция на Кольском полуострове была организована с началом деятельности Апатитского 235 авиаотряда. В 1937г. в гидропорту Тик-Губе, на самом берегу залива, было выделено небольшое строение. В нем и разместилась первая АМС. Организационно АМС в состав аэропорта не входила, а была в подчинении Мурманского отделения гидрометслужбы. Работа строилась на договорных началах. Первым руководителем метеослужбы была Е. Абрамова.

     Для составления прогнозов погоды сведения поступали из Мурманского бюро   погоды (предшественника Мурманского гидрометцентра), открытого в декабре 1932г. К тому времени метеонаблюдения велись в пунктах: Терско-Орловский, Кола, Териберка, Вайда-Губа, мыс Святой Нос, Ковда, Полярный, Ловозеро, о.Харлов, Кандалакша, Пялица, Мурманск, ст. Хибины, Зашеек, Ена, Рестикент (Верхнетуломский), г.Юкспор, мыс Пик-шуев. Результаты наблюдений передавались по телефону. К тому времени телефонная сеть действовала по всему Кольскому полуострову.

гидролёт

      В июле 1941 г с началом Великой Отечественной войны Мурманское управление гидрометеорологической службы вошло в состав Вооруженных сил СССР. Для гидрометобеспечения действующих частей наземных войск, Северного Флота и военно-воздушных сил на Севере Мурманское управление гидрометслужбы было преобразовано в Управление Гидрометслужбы Северного Флота.

     После окончания войны Аэрофлот и Мурманская гидрометслужба перешли в подчинение гражданских органов. За период ВОВ сведения о деятельности авиаотряда и метеослужбы не сохранились (или были засекречены).

     В начале 50-х годов в авиаотряд стала поступать новая техника: самолеты Ан-2, Як-12, затем вертолеты Ка-15, Ка-18, Ми-1, Ми-4. Размещалась техника на аэродроме Кировск-9км, а с 1954г. — на аэродроме Мурмаши. Окончательно авиаотряд перебазировался на аэродром Мурмаши в октябре 1956г. и стал именоваться Мурманский объединенный авиаотряд,  гидропорт Тик-Губа, со списанием последнего гидросамолета Ш-2 прекратил существование в 1957 году.

Так  выглядел аэропорт Мурмаши в конце 60-х годов (на дальнем плане видно здание КДП (название КДП перешло от военных)

Так выглядел аэропорт Мурмаши в конце 60-х годов
(на дальнем плане видно здание КДП (название КДП перешло от военных)

Штаты аэропорта Мурмаши начали формироваться еще в 1949 году. Тогда, еще на военном аэродроме, в летний период стало базироваться авиазвено, выполнявшее лесопатрульные полеты и спецрейсы, позднее, в 1952 году  аэродром стал принимать самолеты, выполнявшие,  пассажирские перевозки из Архангельска и Ленинграда, а в 1954 году — из Москвы.

   Для метеорологического обслуживания гражданской авиации в 1954г. на аэродроме Мурмаши была открыта авиационная метеорологическая станция. Начальником АМСГ «Мурмаши» был назначен  Андриевский Ю.И., который руководил станцией 27лет. Юлиан Иванович вышел на пенсию в 1976г. и продолжал работать до 1981г. В штате АМСГ в то время числилось 24 сотрудника.

     Авиаметеорологическая станция располагалась в правом «крыле» здания КДП. На первом этаже, кроме АМСГ располагался летный отряд, авиадиспетчерская служба (АДП), радиобюро, на втором этаже служба движения (стартовый, командно-диспетчерский пункт, районный центр УВД).

    Начальник и радиотехники размещались в маленьких, но отдельных комнатках, синоптики и техники-метеорологи занимали одно помещении, в котором при получении метеоконсультации хватало места максимум двум членам экипажа. Видимо по этой причине рабочий день летного отряда начинался в 8:00, с всеобщей явки и прослушивания общей метеоконсультации по Кольскому полуострову (метеоконсультации проводились в комнате летного состава).

     Трудовые будни АМСГ начинались с 5 часов утра, первым делом протапливалась печь и только потом дежурная смена приступала к работе. Синоптики готовились к метеоконсультации, писали прогнозы по центральной и северной части Кольского полуострова (по приписным аэродромам: Каневка, Краснощелье, Ловозеро, Поной, Сосновка ), а метеорологи наблюдали за фактической погодой на аэродроме и дополнительно проводили наблюдения по программе метеопоста.  В 100 метрах от здания КДП на метеоплощадке были установлены метеоприборы: психометрическая будка, флюгеры с тяжелой и легкой доской, гололедный станок, осадкомер «Третьякова», напочвенные и глубинные термометры, чашечный барометр размещался в помещение станции.

радиобюро

Радиобюро
(кадр из фильма «Включите северное сияние», съемки которого проводились на аэродроме Мурмаши» в 1971-1972г.г.)

Аэродром в Мурмашах имел сложный рельеф и небольшие размеры ВПП (1100м). Перспектив развития не имел. В 1972г. вышло новое наставление по аэродромной службе, и требования к летным полосам аэродромов были ужесточены, аэродром Мурмаши перестал принимать самолеты Ил-14, так как для приема такого типа требовалась полоса 1200м. Возможности удлинить полосу не нашлось,  и аэродром стал обслуживать только легкомоторную авиацию типа Ан-2, ЯК-12 и вертолеты. В 1983 году аэродром Мурмаши окончательно перестал функционировать, и был передан Мурманскому спортклубу ДОСААФ.

    За этот период АМСГ Мурмаши так же претерпела ряд значимых изменений.

  А предыстория такова. В 1960г., когда генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев посетил Мурманск, встал вопрос о строительстве аэропорта в Мурманске. Рассматривались разные варианты. Выбор пал на военный аэродром Килп-Явр. В 1963г. на военном аэродроме было выделено место под перрон и постройку барака для служб аэропорта, для метеообеспечения  гражданской авиации было организована АМСГ Мурманск-3, она разместилась в здании КДП военных. Основной пункт наблюдений располагался на 1-м этаже вместе с радиооператорами, синоптики находились на 2-м этаже. В 150м от здания КДП на метеоплощадке было установлено  психометрическая будка, осадкомер «Третьякова»,  флюгер с тяжелой и легкой доской, прожекторная установка ПИ-45 (для определения ВНГО), для определения видимости в сторону ВПП были установлены щиты, на БПРМ для дополнительных наблюдений были размещены ИВО «Облако». Наблюдения за фактической погодой велись круглосуточно, дополнительно через каждые 3ч. проводился выпуск шаров-пилотов, наблюдений записывались в журнал АВ-6, книжки КМ-2 и КАЭ-2, для синоптиков и диспетчеров заполнялся бланк с фактической погодой АВ-3.

     Открытие аэропорта «Мурманск-3» стало большим шагом вперед в обеспечении жителей Мурманской области авиационным обслуживанием. Кроме рейсов Москва и Ленинград, стали выполняться новые рейсы. Ил-18 доставлял пассажиров в Симферополь, Сочи, Минеральные Воды, Краснодар. В мае 1971 года начались регулярные полеты между Ригой и Мурманском на самолете Ан-24. С 1 апреля 1972 года были организованы полеты на самолетах Ту-134 между Калининградом и Мурманском, а в мае месяце — между Мурманском, Кишиневом и Горьким. В марте 1973 года из Мурманска по новой воздушной линии Москва- Мурманск- Шпицберген- Мурманск- Москва совершил полет самолет Ан-12. С 17 июня 1974 года начались полеты самолетов Як-40 Эстонского управления.

    Значительно выросло число перевозок пассажиров, почты, груза. Так в 1970 году было перевезено груза 3,5 тыс. тонн, в 1975 году 5,3 тыс. тонн. Пассажиров перевезено 630 тыс. человек. Только в 1972 году из Украины, Азербайджана, Молдавии и Краснодарского края самолетами было доставлено 820 тонн овощей и 490 тонн фруктов.

Килп-явр Мурмаши

Вопрос строительства гражданского аэродрома с повестки дня не снимался, и вскоре после начала эксплуатации аэродрома «Мурманск-3 Килп-Явр», стала очевидной его перегруженность. Аэропорт не справлялся с пассажиропотоком, а в зимний период часто из-за снежных заносов на дороге задерживалась доставка пассажиров, нарушалась регулярность полетов.

    В 1971г. в 4-х км юго-западнее посёлка Мурмаши и в 24-х км от г. Мурманска началось строительство нового аэродрома Мурманск.

     В июне 1976 года, после открытия нового аэродрома, аэропорт Мурманск-3 перестал функционировать, все службы гражданского подчинения, в том числе и АМСГ, перебазировались в новый аэропорт. Началась новая страница истории авиаметеорологической службы. Произошло слияние АМСГ Мурмаши и Мурманск-3, было образовано новое АМСГ Мурманск. Новая станция находилась в оперативном подчинении Мурманского Управления по гидрометеорологии и контролю природной среды, и обслуживало «большую авиацию» включительно до 1983 года. На аэродроме Мурмаши, для метеообеспечения полетов «малой авиации» осталась метеогруппа, состоящая из синоптика, метеоролога и радиооператора. Шаропилотные наблюдения, наблюдения по программе поста, за радиационном фоном и загрязненностью воздуха были перенесены на новый ОПН, индекс (номер) поста остался прежним 22114.

мрл2п

 Как отмечено в «Журнале станции», 14 июня 1976г., на территории нового аэропорта Мурманск начала свою работу АМСГ Мурманск. Авиационной метеостанции был присвоен  I разряд. Начальником АМСГ вре-менно был назначен Коротич В.Г., затем его сменил Андреевский Ю.И..

С самого начала АМСГ Мурманск разместилась в служебном здании КДП.

    Помещения синоптической группы, и начальника АМСГ находились на первом этаже, комната радиооператоров — на втором этаже. Основной пункт наблюдения (ОПН) был размещен на СДП-1, так же были оборудованы дополнительные пункты наблюдений на СДП-2, БПРМ-1, БПРМ-2.

пункт наблюдения

    Наблюдения за фактической погодой на основном пункте проводились круглосуточно, выпускались штормовые оповещения в адреса семи п/я (для Минобороны) и в адрес «Мурманск погода». Результаты наблюдений фиксировались  в журналах и книжках согласно НГО-73 и Наставлению по ГМ, и передавались посредством телетайпа на узел связи ГА,  а по УКВ каналу производили начитку погоды на аэродроме.

    В октябре1976 г. в п.Мурмаши, на позиции около ВПП (на сопке, в 200м от метеоплощадки) был установлен метеорологический локатор МРЛ-2. На станции стали проводится наблюдения за образованием кучево-дождевой облачности, очагов гроз,  ливневых осадков и града.

    Штат АМСГ Мурманск пополнился 6-ю молодыми специалистами, техниками МРЛ.

Приборный парк АМСГ Мурманск,  1976г.

Состав и размещение метеооборудования на аэродроме Мурманск
На СДП-1: -чашечный барометр, 2 комплекта;

-М-63М1,                     2 комплекта;

-РДВ-3;                        2 комплекта;

-ИВО                            2 комплекта;

-психрометрическая будка        1шт;

-теодолит;

-осадкомер;

-барограф;

-гололедный станок.

 

На СДП-2:-М-63М1,                     2 комплекта;

-РДВ-3;                        2 комплекта;

-ИВО                            2 комплекта;

На БПРМ-1:

-ИВО                            2 комплекта;

 

На БПРМ-2:

-ИВО                            2 комплекта;

 

Состав и размещение метеооборудования на аэродроме Мурмаши

На ОПН:

-чашечный барометр,       2 комплекта;

-М-63М1,                         1 комплект;

-флюгеры ФВЛ,ФВТ         1 комплект;

— -ИВО                             1 комплекта;

-психрометрическая будка        1шт;

— МРЛ-2П

 

    С 05 марта 1979 года, начался плавный переход на дистанционные измерения и к концу мая все установленные метеоприборы на дополнительных пунктах наблюдений работали дистанционно, блоки управления и индикации оборудования были размещены на ОПН.

     01 июля был введен в эксплуатацию КРАМС-1. С 1983г. по 1988г. было проведено обновление метеооборудования: комплекты РДВ заменены на ФИ-1, ИВО на ДВО, М-63М заменены на новые с цифровыми пультами, установлена новая модель КРАМС-1М.

     В октябре 1987г был снят с эксплуатации МРЛ-2П.

      Аэропорт наращивал темпы работы. Выросла частота движения самолетов. Аэропорт работал круглосуточно. К 1990 году отправки пассажиров стали приближаться к миллионной отметке (952тыс). 1990-й год был звездным годом по отправкам пассажиров. Все население Мурманской области тогда составляло немногим более одного миллиона. Для сравнения, отправки пассажиров в 2000-м году составляли 118тыс. человек.

    Однако, введенный в эксплуатацию аэродром Мурманск, не имел статуса международного аэропорта. На многочисленные предложения из-за рубежа открыть международную трассу, следовал неизменный отказ. Иностранцев на Кольский полуостров не пускали. Несмотря на тот факт, что с 1973гю существовала международная трасса Москва — Мурманск -Шпицберген (Лонгиер), пассажиров на Лонгиер сажали на аэродроме Оленегорск, а Мурманск оставался закрытым аэродромом.

     События 20 апреля 1978г., связанные с нарушением воздушного пространства СССР южнокорейским самолетом Боинг-707 южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines, выполнявшей рейс 902 по маршруту Париж-Сеул с посадкой в Анкоридже, повлияли на решение сделать Мурманск международным аэропортом. Однако, это произошло не сразу, потребовалось 11 лет, пока решение воплотилось в жизнь, и аэропорт Мурманск был включен в сборник международных аэродромов (АИЛ СССР).

ТАСС

Пассажиров с места вынуж-денной посадки, вертолетами вывезли в Кемь, где их разместили в доме офицеров местного полка ПВО, а затем на самолете Ту-134 на аэродром Мурманск, туда за ними из Ленинграда прилетел американский Боинг-737. Самолет забрал пассажиров и улетел на запад через госграниц, через Рованиеми, произвел посадку в Хельсинки.

     После этого случая стали оформлять документы на новую трассу в Финляндию.

 

  Первые международные воздушные линии из аэропорта Мурманск были открыты в Скандинавские страны в 1989 году.

боинг 707

Вынужденная посадка подбитого Боинга-707 южнокорейской авиакомпании
на лед озера Корпиярви близь Кеми.

   В целом 80-ые годы в жизни аэропорта Мурманск и АМСГ были благоприятными и стабильными. Начало 90-х годов ознаменовалось значительным сокращением воздушных перевозок. В аэропорту Мурманск один за другим отменялись рейсы. Изменился регламент аэропорта, были прекращены полеты в ночное время.

    В целях экономии в отсутствие полетов метеооборудование обесточивалось и наблюдения за видимостью проводились визуально с ОПН, изменился порядок работы, наблюдения проводились раз в час, начитка «погоды на аэродроме» по УКВ каналу не велась.

    В первые годы «перестройки» АМСГ Мурманск выстояла, главное — сохранила кадры. Затем «процесс пошел».

      В мае 1997г. были введены в эксплуатацию две системы АМИС  и КРАМС-2, рабочее место наблюдателя, программный аппаратный комплекс UniMAS, который обеспечивал прием и передачу метеоданных по телеграфным линиям и телефонным  каналам связи. Теперь сбор, обработка и передача в узел связи метеоинформации производилась автоматически, так же автоматически обновлялась погода на блоках индикации у диспетчеров службы движения.

       К концу 90-х годов практически прекратилось снабжение расходными материалами, и так некстати, подходили сроки окончания технического регламента эксплуатации метеооборудования. Для приобретения нового оборудования и поддержания нормальной  деятельности АМСГ, не говоря уже о дальнейшем развитии автоматизированного метеообеспечения, необходимы были средства. Встал вопрос, а где их взять в условиях минимального бюджетного финансирования. Требовались новые экономические подходы к производственной деятельности и таким подходом стал договорной характер метеорологического обеспечения авиации на платной основе, для возмещения затрат организаций Росгидромета. Для полной реализации новых хозяйственных возможностей, в 2000г. была создана Автономная некоммерческая организация « Мурманское метеоагентство».

Метеоагентство получило юридический статус и полную производственную и финансовую самостоятельность, свою деятельность вело на принципах самоокупаемости.

      В апреле 2001г. коллектив АМСГ Мурманск в количестве 33-х человек официально вошел в состав АНО «Мурманское метеоагентство». Появилась возможность увеличить заработную плату сотрудникам, ежемесячно выплачивалась премия. Произведено переоснащение устаревшего и выработавшего свой технический ресурс метеооборудования, взамен было установлено современное оборудование финского производства, стали осваиваться современные технологии сбора, обработки и распространения метеоинформации на базе компьютерных технологий.

Состав и размещение метеооборудования на аэродроме Мурманск в 2000-2001г.г.

На СДП-1:

основное оборудование:АМИС-РФ                           2 комплекта;

WAV151 (флюгер)              1  комплект;

WAA151(анемометр)           1  комплект;

FD-12 (датчик видимости)  1  комплект;

ДГ(датчик грозы)               1  комплект;

РТВ2200 (барометр)           1 комплект;

HMP45D (датчик температуры

и влажности)                     1 комплект

резервное оборудование:КРАМС-2                                   1 комплект;

М-127,                                       1 комплекта;

ФИ-1 (измеритель видимости)     1 комплект;

ДД (датчик давления)                1  комплект;

БДТВл (датчик температуры

и влажности)                             1 комплект;

 так же установлено на СДП-1:

ДВО                                  2 комплекта;

психрометрическая будка;

теодолит;

 

чашечный барометр     2 комплекта;

гололедный станок;

осадкомер;

 

 

На СДП-2:    основное оборудование:WAV151 (флюгер)               1  комплект;

WAA151(анемометр)            1  комплект;

FD-12 (датчик видимости)   1  комплект;

 

На СДП-2:    резервное оборудование:М-127,                                        1 комплекта;

ФИ-1 (измеритель видимости)      1 комплект;

 

на середине ВПП:FD-12 (датчик видимости) 1  комплект;

ФИ-1 (измеритель видимости) 1 комплект;

 

На БПРМ-1:ДВО                                 1 комплект;

ДВО-2                              1 комплект

На БПРМ-2:

ДВО                                 1 комплект;

ДВО-2                              1 комплект

 

 

    В течение последующих одиннадцати лет АМСГ Мурманск пережила еще три производственных реорганизации.

     В январе 2004 года, в рамках оптимизации авиаметеорологической сети Росгидромета, приказом руководителя Росгидромета А.И. Бедрицкого метеорологическое обеспечение авиации в аэропорту Мурманск было передано в Мурманский филиал «Метеоагентсва Росгидромета»

   Штат АМСГ сократился, расформировали группу радиооператоров, для технического обслуживания программного комплекса и аппаратуры связи были оставлены 2 техника-оператора.

   В октябре 2004г. ОПН с СДП-1 был перенесен  на КДП, рабочее место наблюдателя разместили в помещении бывшей радиооператорной, новую метеоплощадку установили в 150м южнее здания КДП.

    В 2008г. установленна новая версия АМИС-РФ, с возможностью автоматически формировать сводки для радиовещательной передачи АТИС и передавать информацию в каналы связи.

В августе 2010г. установлен и подключен  многофункциональный метеорологический комплекс «Митра», значительно увеличив оперативность отправки и приема метеоинформации по сети АСПД «Меком».

      05 апреля 2011г. АМСГ Мурманск была возвращена в государственную структуру, Федерального государственного учреждения «Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации» и вошла в состав Северо-Западного филиала Федерального бюджетного учреждения «Авиаметтелеком Росгидромета».

    01.12.2011г прекращены все наблюдения на метеоплощадке, метеооборудование демонтировано, телеграммы 8-срочных наблюдений формируются  АМИС-РФ на основании автоматических измерений. Так же прекращены шаропилотные наблюдения.

 

Структура АМСГ Мурманск:

  • Начальник АМСГ
  • Отдел метеорологических прогнозов
  • Отдел метеонаблюдений и информации
  • Отдел эксплуатации и технического обслуживания гидрометеорологических приборов, оборудования и систем.

Штат АМСГ -24 человека.

Датчик видимости - облакомер

Приборный парк АМСГ Мурманск  2013г.

Состав и размещение метеооборудования на аэродроме Мурманск
 СДП-1:
основное оборудование:WAV151 (флюгер)              1  комплект;

WAA151(анемометр)          1  комплект;

FD-12 (датчик видимости) 1  комплект;

 

резервное оборудование:М-127,                                         1 комплекта;

ФИ-1 (измеритель видимости) 1 комплект;

 

 КДП: основное оборудование:

АМИС-РФ                           2 комплекта;

РТВ220 (барометр)             1 комплект;

HMP45D (датчик температуры

и влажности)                      1 комплект

ДГ(датчик грозы)                1  комплект;

 

резервное оборудование:

КРАМС-2                                   1 комплект;

ДВО                                          1 комплекта;

ДД (датчик давления)               1  комплект;

БДТВл (датчик температуры

и влажности)                             1 комплект;

 

СДП-2:    основное оборудование:

WAV151 (флюгер)               1  комплект;

WAA151(анемометр)            1  комплект;

FD-12 (датчик видимости)   1  комплект;

 

 резервное оборудование:

М-127,                                       1 комплекта;

ФИ-1 (измеритель видимости)     1 комплект;

 

середина ВПП:FD-12P (датчик видимости и

индификатор погоды)              1 комплект;

ФИ-1 (измеритель видимости)   1 комплект;

 

 БПРМ-1:CL31 (облакомер)           1 комплект;

ДВО-2                             1 комплект

 БПРМ-2:

CL31 (облакомер)           1 комплект;

ДВО-2                             1 комплект

 

murmdir