АМСГ «Апатиты»

Фото с открытой группы VK Аэропорт «Хибины» Апатиты

Историческая справка

В тридцатых годах на Кольском полуострове в широких масштабах развернулось строительство: началось освоение богатейших запасов полезных ископаемых, возникали поселки,возрождались к жизни глухие окраины.

Бурное освоение Заполярья в 30-е годы сдерживалось отсутствием регулярной связи между населенными пунктами, разбросанными по всему Кольскому полуострову. Ускоренного развития авиационного транспорта в первую очередь требовали стройки в Хибинах и Монче-тундре, а также геологические экспедиции, которые с каждым годом расширяли фронт работ на Кольском полуострове.

В 1931 году для изыскания воздушных линий, которые бы связали Мурманск с Ленинградом и Архангельском, а также линий местного сообщения, на Кольский полуостров прибывает экспедиция Ленинградского института инженеров  Гражданского воздушного флота. Непосредственно изыскательные работы выполнял начальник экспедиции северо-западной воздушной линии летчик-наблюдатель А.П. Гесслер.

Заслушав его итоговый доклад об итогах изыскательных работ, президиум Мурманского окрисполкома в мае 1931 года пришел к выводу, что воздушная линия Ленинград – Мурманск с промежуточными станциями в Умбе и Хибиногорске является крайне необходимой.

Постановление президиума Мурманского окрисполкома фактически положило начало зарождению авиации на Кольском полуострове.

Август 1933года  можно считать рождением гражданской авиации на Севере, в небе над Заполярьем появился первый гражданский самолет.

Местом базирования авиазвена был выбран поселок Тик-Губа. Поселок расположен в центре полуострова, вблизи железной дороги и основных промышленных районов. Кроме того, здесь была прекрасная взлетно-посадочная полоса воды, защищенная от всех ветров, и низкие сухие берега.

В 1933 году только что созданному авиационному звену треста «Апатит» было выделено три гидросамолета — трехместные летающие лодки «Ш-2» «Первенец заполярной авиации – самолет-амфибия (летающая лодка) Ш-2 – был создан в 1932 году ленинградским авиаконструктором Вадимом Шавровым. За свой неказистый вид, небольшую скорость, а также по первой букве названия он получил неофициальное прозвище «шаврушка».

«Как не удивительно, но эти самолеты прибыли в Заполярье не своим ходом, а по железной дороге. Первая летающая лодка приехала на станцию Апатиты на железнодорожной платформе в августе 1933 года. Самолет Ш-2 стянули с состава при помощи трактора и перетащили на озеро Имандра, в район рыбацкого поселка Тик-Губа. Контейнер, в котором прибыл самолет, стал первым заполярным «аэропортом» — из него сделали ангар для самолета».

В ноябре 1936 года был издан приказ начальника Главного управления ГВФ о создании на озере Имандра, в поселке Тик-Губа, 235-го авиаотряда.

В распоряжении вновь созданного авиаотряда были выделены самолеты Ш-2, а вскоре прибыли ещё самолеты МП-1-бис.

Выбор места базирования авиаотряда обосновывался следующими причинами.

Поселок находился в центре Кольского полуострова, в районе промышленных новостроек: Кировска, Кандалакши, Нивы, Ёны, Монче-тундры. Поблизости находились тресты «Апатит» и «Кольстрой», спрос на самолеты был особенно велик. Рядом с базой авиазвена, в Тик-Губе, комплектовались и разбивали палатки всевозможные геологические экспедиции и партии.

Кроме того, просторная акватория Имандры позволяла разместить большое количество гидросамолетов. Зимой их можно было переставлять на лыжи, и замерзшее озеро служило отличным аэродромом. Здесь, по сравнению с другими местами Кольского полуострова, держалась более устойчивая погода: горы надежно защищали этот район от северных ветров. И, наконец, в Тик-Губе уже имелась небольшая авиационная база. Трест «Апатит», как никто другой из заказчиков, обещал отряду деловую помощь.

В поселке Тик-Губа была в 1937 году создана и первая на Кольском полуострове авиационная метеорологическая станция,   в Тик-Губе на самом берегу озера Имандра, было выделено небольшое строение. В нем и разместилась первая АМСГ. Организационно АМСГ в состав аэропорта не входила, а была в подчинении Мурманского отделения гидрометслужбы. Первым руководителем метеослужбы была Е.Абрамова. Для составления прогнозов погоды, сведения поступали из Мурманского бюро погоды, открытого в 1932г.

Отряд мужал. Самолеты летали во все уголки полуострова – в Хибины и Монче-тундру, в район Слюдянки и к Кейвским высотам. Доставляли геологам необходимое оборудование, перевозили тяжелые рюкзаки с образцами пород.

Летом 1937 года были открыты первая почтово-пассажирская линия Апатиты – Умба – Кузомень — Апатиты, на которой выполнялось по нескольку рейсов, и почтовая линия Апатиты – Умба – Кузомень – Умба – Кандалакша – Апатиты.

Летали по всему полуострову – в Кандалакшу, Умбу, Ловозеро, Гремиху, Краснощелье. В день порой перевозили до 20 пассажиров, а за март 1938–го пассажирооборот составил 500 человек!

Первые экспериментальные и вполне успешные полеты с пассажирами по линии Мурманск – Ленинград состоялись в год образования Мурманской области [1938 г.]. С этого момента стало ясно, что гражданская авиация на Мурмане крепко встала на ноги. Впереди были десятилетия напряженной работы, война…».

Неоценимой стала авиация при оказании срочной медицинской помощи, а также в аварийных ситуациях.

В феврале 1938 года пилоты 235-го авиаотряда приняли участие в операции по снятию папанинцевсо льдины.

В начале 1940 года в базовом аэропорту Тик-Губа был построен двухэтажный деревянный жилой дом. На территории аэропорта поднялось здание, в котором разместились метеостанция, водомаслогрейка, радиостанция, мастерская по ремонту авиационных моторов. В том же году было закончено строительство радиоцентра, завершена реконструкция причала и пирса».

В 50-х годах началось техническое перевооружение Гражданского воздушного флота. В авиационные подразделения начали поступать машины типа АН-2.

Техническое перевооружение коснулось и Апатитского авиаподразделения.

Новая машина сыграла неоценимую роль на Севере. Она не требовала больших взлетно-посадочных полос, брала на борт 10 пассажиров или тонну груза, была оснащена радионавигационными средствами, летала и в «гидроварианте», что очень ценно в условиях Севера.

Новые самолеты стали вытеснять ПО-2 и «шаврушки».

А в 1954 году подразделение получило первый вертолет – МИ-4, а затем и несколько МИ-1. Новая техника быстро завоевала признание. Винтокрылые машины стали незаменимыми помощниками геологов, строителей, врачей, рыбаков, оленеводов.

С приходом новой техники остро встал вопрос о реорганизации сети местных воздушных линий. Для самолета АН-2 требовались аэродромы с хорошими грунтовыми полосами.

В 1963 году начал свою работу аэропорт Кировск с грунтовой взлетно-посадочной полосой.

АМСГ Апатиты была реорганизована в АМСГ Кировск III разряда с круглосуточным режимом работы в составе Мурманского управления гидрометслужбы. В состав АМСГ входили группа метеонаблюдений, синоптическая группа и радиоаппаратная, которая осуществляла прием факсимильных карт, а также прием и передачу метеорологической информации.

Одновременно с этим прекратили свое существование, выполнив задачу, гидроаэропорт в Апатитах и первый аэропорт на Кольском полуострове, созданный в 30-х годах — в Тик-Губе.

С ноября 1969 года открылось прямое сообщение самолетами АН-24 с Москвой из второго по величине аэропорта на Кольском полуострове – Кировск. Весной следующего года в этот аэропорт был выполнен технический рейс на самолете ЯК-40. А с июня начались регулярные полеты самолета ЯК-40 и по воздушной линии Вологда – Мурманск – Вологда с посадкой в аэропортах Кировск и Петрозаводск. Прямой выход трасс из Кировска на Москву, Вологду и Ленинград позволил увеличить поток пассажиров на 300-500 человек в день. В летний период из Кировска ежедневно выполнялось по 5-6 рейсов на самолетах АН-24 и ЯК-40.

«23 марта 1973 года открылась воздушная трасса Псков – Ленинград – Кировск – Ленинград – Псков, покоторой летал АН-24. Два раза в неделю самолеты Псковского авиапредприятия стали совершать рейсы в заполярный Кировск».

В 1973 году в аэропорту Кировск, втором по величине на полуострове, началась реконструкция, была построена бетонная взлетно-посадочная полоса,  что повысило безопасность и регулярность полетов, пропускную способность аэропорта.

На смену маловместительному тихоходному АН-24 пришли более современные самолеты, которые смогли справиться с возросшим потоком пассажиров. Но соседство аэропорта с горами, не позволявшее удлинить взлетную полосу. В 1986 году началось строительство нового аэропортового комплекса. С 1989 по 1990 годы была построена взлетная полоса, способная принимать пассажирские и грузовые самолеты марок ТУ, АН, ИЛ, возводились здания самого аэропорта, подсобных служб, приобретались необходимые для полетов машины, системы и агрегаты.

4 ноября 1993 года новая «бетонка» приняла и выпустила первый самолет. С этого  времени АМСГ Кировск была перенесена в новый аэропорт.

1 июля 1994 года АМСГ Кировск III разряда была реорганизована в АМСГ Хибины II разряда.

Начавшаяся в стране перестройка сильно осложнила положение аэропорта. В 1996 году полеты прекратились, все остановилось. Пассажиры летали только с Мурманского аэропорта, что доставляло большие неудобства.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 22.04.1998 г. ГУАП «Аэропорт «Хибины» было признано несостоятельным (банкротом). АМСГ Хибины прекратила свое существование.

В этой ситуации группа специалистов ГУАП «Хибины» обратилась к руководству ОАО «Апатит» с просьбой о помощи.

В конце 90-х гг. «Апатит» полностью взяло на себя финансирование и строительство аэропорта, получившего название ОАО «Аэропорт»

Так как прием и выпуск воздушных судов без метеообеспечения невозможен, была создана служба метеообеспечения полетов в аэропорту Апатиты(Хибины) в составе авиапредприятия ОАО «Аэропорт».

Приборы и метеооборудование для производства метеонаблюдений были выкуплены у Мурманского УГМС. В состав службы входило всего 4 человека – 2 техника-метеоролога и 2 синоптика. Работа была организована только под прилеты и вылеты самолета, а их в то время было немного.

Постепенно аэропорт возвращался к жизни. Вновь были открыты регулярные рейсы на Москву и Санкт-Петербург, в летний период прямые рейсы до Сочи и Анапы. Численность метеослужбы была увеличена до 7 человек.

Со временем метеооборудование устарело, а средств для приобретения нового у ОАО «Аэропорт» не было.

В июне 2011 года служба метеообеспечения была передана Северо-Западному филиалу ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета». С этого времени началась новая жизнь АМСГ.

Установлено новое современное  метеорологическое оборудование,  как отечественное, так и  финской фирмы «Вайсала», автоматизированная    аэродромная   метеорологическая  станция АМИС РФ, что позволяет непрерывно, качественно проводить метеонаблюдения и передавать необходимый  объем информации авиапользователям в кратчайшие сроки.  Кроме того, вне работы регламента аэродрома   автоматически измерять метеорологические элементы и распространять информацию. Сделан капитальный ремонт помещений АМСГ.

В октябре 2012 года в рамках оптимизации метеообслуживания, проводимой в Филиале,  на АМСГ «Апатиты» началась подготовка к передаче прогностической деятельности  АМСГ — 1 «Мурманск».

С 1 января 2013 года прогнозы по аэродрому Апатиты (Хибины) синоптики  АМСГ Мурманск  приступили к составлению прогнозов, предупреждений, подготовке полетной информации по аэродрому  и району аэродрома Апатиты, трассам и маршрутам, АМСГ была переведена в  АМСГ 4,  которая выполняет свои функции по регламенту аэропорта.

Структура  АМСГ — 4 состоит из отдела метеорологических наблюдений и информации, в состав которой входят 3 техника-метеоролога,  техническое обслуживание метеорологического и телекоммуникационного оборудование  осуществляет отдел эксплуатации  и ремонта метеооборудования, систем АМСГ «Мурманск», возглавляет АМСГ  «Апатиты» начальник АМСГ-1 «Мурманск» Горбань Юлия Александровна.